ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования: изучить влияние конкретных противотуберкулезных и антибактериальных препаратов в схемах химиотерапии на эффективность лечения больных туберкулезом с разным спектром множественной лекарственной устойчивости возбудителя.
Материалы и методы. В исследование включено 412 больных туберкулезом легких с бактериовыделением и разным спектром множественной лекарственной устойчивости возбудителя (117 пациентов с ТБ-МЛУ (без преШЛУ и ШЛУ); 120 пациентов с ТБ-преШЛУ и 175 – с ТБ-ШЛУ). Состав пациентов в подгруппах сопоставим по полу и возрасту. Пациентам назначили схему химиотерапии из 5-6 препаратов, учитывая лекарственную устойчивость возбудителя. В качестве суррогатной точки эффективности лечения избрано прекращение бактериовыделения (культуральный метод) к году химиотерапии. Оценку влияния конкретных противотуберкулезных и антибактериальных препаратов на эффективность лечения проводили путем вычисления отношения шансов (ОШ) достижения суррогатной точки у пациентов, получавших и не получавших этот препарат.
Результаты. В подгруппе ТБ-преШЛУ достоверное повышение шансов абациллирования продемонстрировали препараты: этамбутол (ОШ 11,8), пиразинамид (ОШ 10,2), моксифлоксацин (ОШ 7,8), капреомицин (ОШ 4,41). Все 11 пациентов, получавших бедаквилин, прекратили бактериовыделение. В подгруппе ТБ-ШЛУ положительное достоверное влияние на абациллирование установлено для бедаквилина (ОШ 9,62), линезолида (ОШ 8,15), циклосерина (ОШ 7,88), пиразинамида (ОШ 7,29), моксифлоксацина (ОШ 7,08), этамбутола (ОШ 6,69). Препарат офлоксацин продемонстрировал достоверное отрицательное влияние на процесс абациллирования (95%-ный ДИ 0,06-0,32).
Цель исследования: изучить течение беременности, родов, перинатальные исходы и результаты лечения туберкулеза у женщин без ВИЧ-инфекции.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ медицинских документов у 109 беременных больных туберкулезом, наблюдавшихся в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» с 2010 по 2014 г.
Результаты. Доля недоношенных детей, рожденных матерями, больными туберкуезазалась практически сопоставимой с общей национальной когортой детей, рожденных живыми (6,8% в анализируемой группе против 5,7% в национальной когорте за 2014 г.). Доля детей с врожденными аномалиями, рожденных от матерей, больных туберкулезом, оказалась ниже в 2 раза, чем в общей национальной когорте детей, рожденных живыми (1,4% против 3,0% в 2010 г. и 2,9% в 2014 г.).
Эффективность основного курса лечения у беременных, больных туберкулезом без множественной лекарственной устойчивости возбудителя, в котором 3,8 ± 0,3 мес. противотуберкулезной терапии пришлось на период беременности, практически не отличалась от эффективности лечения туберкулеза в общей когорте больных в Красноярском крае (66,2% в анализируемой группе против 60,3-72,7% в период 2010-2014 гг. в краевой когорте). У беременных, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, эффективность курса лечения оказалась ниже, чем в региональной когорте (30,4% в анализируемой группе против 41,1-60,2% в период 2010-2014 гг. в краевой когорте).
В процессе химиотерапии изучены частота и характер побочных реакций на противотуберкулезные препараты второго ряда у 324 больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя. У большинства больных (319 ‒ 98,4%) наблюдались различные побочные реакции на прием препаратов второго ряда.
Побочные реакции, вызванные одним или двумя противотуберкулезными препаратами, не оказали отрицательного влияния на эффективность лечения. По мере нарастания числа плохо переносимых препаратов установлено снижение показателя благоприятных исходов заболевания, и при этом высокая достоверная причинно-следственная корреляционная связь определялась между неблагоприятными исходами и плохой переносимостью больными 3 противотуберкулезных препарата и более, p = 0,000, r = +> 0,9. Между плохой переносимостью противотуберкулезных препаратов и случаями летальных исходов у больных выявлена слабая коррелятивная недостоверная связь (p > 0,05, r = +> 0,3). Недостоверная корреляционная связь также установлена между случаями отрывов от лечения и плохой переносимостью ими противотуберкулезных препаратов, p > 0,05, r = +> 0,3.
Мочеполовой туберкулез (МПТ) характеризуется полиморфизмом клинических проявлений и отсутствием патогномоничных симптомов. В связи с широким применением в общей практике антимикробных препаратов (фторхинолоны, амикацин, рифампицин) возможность верификации диагноза патоморфологически и бактериологически резко снижена. Настороженность врача (index suspicion) и определенный минимум знаний в отношении МПТ выходят в ранней диагностике на первый план.
Материал и методы. С целью определения уровня знаний врачами разных специальностей (урологи, гинекологи, терапевты, фтизиатры) особенностей клинической картины и ранней диагностики МПТ, уровня их настороженности в отношении этого заболевания проведено тестирование 265 специалистов. Для определения предпочтений специалистов в выборе эмпирической терапии инфекционно-воспалительных заболеваний мочеполовой системы проанализированы результаты анкетирования врачей урологов, гинекологов и фтизиатров лечебных учреждений Новосибирской области и г. Новосибирска (1-я группа ‒ 103 человека), а также интернов, ординаторов ГБОУ ВПО «НГМУ» Минздрава России (2-я группа ‒ 298 человек).
Результаты. Существенной разницы между уровнем знаний особенностей МПТ у специалистов не выявлено: урологи, гинекологи и терапевты дали правильные ответы в 59,2-63,7% случаев; закономерно лучшую подготовку по этому вопросу продемонстрировали фтизиатры, которые верно ответили в 77,2% случаев. Выбор антимикробных препаратов в качестве эмпирической терапии острого и хронического цистита в трети случаев не был оптимальным в точки зрения резистентности возбудителя и ингибирующего действия на M. tuberculosis.
Вывод. Результаты исследования показали, что уровень знаний по МПТ у специалистов общей лечебной сети (урологи, гинекологи, терапевты) недостаточен. Высокая доля группы антибактериальных препаратов, обладающих туберкулостатическим действием, которые были указаны как препараты для эмпирической терапии мочевой инфекции, отражает серьезную проблему недооценки значимости мочеполового туберкулеза среди специалистов.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ISSN 2542-1506 (Online)