ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования: определить наиболее значимые параметры в диагностике туберкулеза у детей с ХНЗЛ для формирования групп высокого риска по заболеванию туберкулезом.
Материалы и методы исследования. В исследование было включено 236 детей, которые были разделены на три группы: группа ТБ+ХНЗЛ – 65 детей с первичным туберкулезом и сопутствующим хроническим неспецифическим заболеванием органов дыхания, группы ТБ – 93 ребенка с туберкулезом органов дыхания в активной фазе и группа 78 детей и подростков с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания без туберкулеза, но инфицированных МБТ.
Результаты. ХНЗЛ увеличивают риск более раннего развития туберкулеза у детей. Впервые доказана эффективность IGRA тестов и пробы с АТР для выявления туберкулеза у детей, инфицированных МБТ как с ХНЗЛ аллергического, так и инфекционно-воспалительного генеза.
Цель исследования: оптимизация диагностики сердечно-сосудистых нарушений у больных туберкулезом органов дыхания (ТБ ОД) в период проведения противотуберкулезной терапии.
Материалы и методы. Обследованы 93 больных туберкулезом легких без сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Проведено суточное мониторирование электрокардиограммы продолжительностью не менее 24 часов с использованием 3 отведений. Анализировались показатели процесса реполяризации миокарда. Результаты исследования обрабатывались при помощи пакета статистических программ MS EXCEL 2016 для Windows и STATISTICA 10, использовались непараметрические методы.
Результаты. Выявлялись различные признаки электрофизиологического ремоделирования (ЭР), комбинирующиеся между собой. Наиболее часто эти изменения выражались в гиперадаптации QT к ЧСС, уменьшении значений dQT и Tp-e. Увеличение QTcFmin, dQT, Tp-e встречались редко. Повышенные значения показателя iCEB чаще выявлялись у больных с увеличением продолжительности среднесуточного QT. Между группами больных с ограниченным и распространенным ТБ ОД не получено статистически значимых различий в показателях ЭР. Больным туберкулезом органов дыхания следует проводить анализ QT-динамики и выявлять признаки ЭР, не ограничиваясь исследованием только интервала QT. Изменение QT-динамики не зависит от распространенности туберкулезного поражения легких.
Цель исследования: оценить влияние пандемии COVID-19 на эпидемическую ситуацию, регулярность профилактических обследований и структуру клинических форм впервые выявленного туберкулеза у детей в Смоленской области в период 2015-2019 гг. и в период пандемии 2020-2022 гг.
Материалы и методы. Изучены заболеваемость, охват профилактическими осмотрами, наличие контакта с источником туберкулезной инфекции, возрастная и клиническая структура туберкулеза (ТБ), наличие распада легочной ткани, бактериовыделения, лекарственной устойчивости возбудителя (ЛУ) за два периода 2015-2019 гг. и 2020-2022 гг. у детей и подростков в Смоленской области.
Результаты. В период пандемии показатель заболеваемости детей и подростков имел тенденцию к увеличению и превысил среднероссийский, а охваты профилактическими осмотрами снизились. Установлено увеличение числа заболевших туберкулезом детей и подростков из очагов с двойным и более контактом, из очагов с летальным исходом и ЛУ возбудителя у источника туберкулеза. В структуре клинических форм преобладали локальные формы ТБ органов дыхания, однако в период пандемии COVID-19 резко возросла доля процессов с деструкцией легочной ткани и бактериовыделением как среди детей, так и среди подростков, что свидетельствует об их позднем выявлении.
Заключение. При возникновении любой пандемии необходимо максимально сохранять объем профилактических осмотров на туберкулез и предусмотреть меры для изоляции больных бактериовыделителей из очагов туберкулеза с детьми.
Цель исследования: показать приемы дифференциальной диагностики туберкулеза легких с пороком развития легкого (секвестрацией) у взрослых пациентов.
Материалы и методы. В период с 2021 по 2023 гг. в хирургическом отделении ФГБУ «НМИЦ ФПИ» МЗ РФ оперировано 5 пациентов с секвестрацией легкого. Все пациенты находились в поле зрения противотуберкулезной службы, и на момент операции у 3 пациентов уже проводилась противотуберкулезная терапия.
Результаты. Основным исследованием для визуализации патологического процесса и формулирования предварительного диагноза являлась компьютерная томография органов грудной клетки (КТ ОГК). Всем пациентам проведено хирургическое лечение в объеме нижней лобэктомии. Интралобарная секвестрация подтверждена у 3 пациентов, экстралобарная в пределах грудной клетки – у 2 пациентов. На основании исследования операционного материала диагноз туберкулеза легких снят у 4 пациентов, у 1 пациентки было выявлено сочетание секвестрации легкого и туберкулеза. В статье представлены 3 клинических наблюдения пациентов с секвестрацией легких, в том числе 1 случай при сочетании с туберкулезом.
Цель исследования: оценить долю лиц, потерянных для наблюдения на отдельных этапах каскадного принципа оказания медицинской помощи при туберкулезной инфекции, выявить факторы, оказывающие влияние на эти потери.
Материалы и методы. В период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. в проспективное когортное исследование было включено 810 человек без определенного места жительства. При исключении заболевания туберкулезом (ТБ) и установлении показаний к профилактическому лечению туберкулеза (ПЛТ) предлагался оптимальный для пациента режим его проведения. После окончания курса ПЛТ наблюдение пациентов продолжалось не менее 12 месяцев и завершалось контрольным рентгенологическим обследованием органов грудной клетки на появление проявлений ТБ.
Результаты. Из 810 человек, включенных в исследование, 207 (25,6%) было показано ПЛТ. Из них 77/207 (37,2%) не начали курс ПЛТ (потеря для исследования). Возраст 28-37 лет, наличие алкоголизма и положительный ВИЧ-статус ассоциировались с наибольшими «потерями» на этом этапе. Из 130 человек, приступивших к ПЛТ, 42 (32,3%) не завершили полный курс лечения. При этом шансы незавершения лечения на режимах длительностью от трех месяцев были в 5,4 (ДИ: 2,2–15,4) раза выше, чем на одномесячном режиме. Наибольшие потери – 64/88 (72,7%) случаев зафиксированы в период наблюдения (после завершения ПЛТ). Среди получивших полный курс ПЛТ случаев заболевания ТБ не выявлено. В то время как среди отказавшихся или прервавших ПЛТ было диагностировано 3 случая ТБ.
Цель исследования: определить виды и распространенность мутаций ДНК МБТ, ассоциированных с лекарственной устойчивостью к рифампицину, изониазиду, этамбутолу, фторхинолонам и инъекционным препаратам у больных МЛУ ТБ в Архангельской области.
Материалы и методы. В Архангельской области всем больным для тестирования лекарственной чувствительности выполнялись МГМ и фенотипические методы. В 2010–2017 гг. в Архангельской области было зарегистрировано 1064 случая первого эпизода МЛУ ТБ. Всего за указанный период было зарегистрировано 1340 случаев МЛУ ТБ, в том числе 276 случаев с повторным эпизодом МЛУ. Мутации, ассоциированные с устойчивостью к рифампицину (ген rpoB) и изониазиду (гены inhA, katG), выявляли методом Genоtype MTBDRplus (Hain Lifescince); мутации, ассоциированные с устойчивостью к фторхинолонам (ген gyrA), инъекционным препаратам (ген rrs) и этамбутолу (ген embB), выявляли методом GеnоТуре MTBDRsl (Hain Lifescince) в соответствии с рекомендациями производителя.
Результаты. За 2010–2017 гг. среди 1064 пациентов с впервые выявленным МЛУ ТБ мутации МБТ, ассоциированные с устойчивостью к рифампицину и изониазиду одновременно, были обнаружены в 922/1064 (87%) случаях, дополнительно у 2/1064 человек были обнаружены мутации только к изониазиду. Метод GеnоТуре MTBDRsl был выполнен у 1196/1340 (89%) пациентов с МЛУ ТБ. Преобладающей мутацией в гене rpoB была мутация S531L (86,6%), второй и третьей по частоте были мутации D516V (5,3%) и L511P (2,6 %) соответственно. Реже остальных встречались мутации в кодоне 526. Во всех случаях МЛУ ТБ были обнаружены мутации в гене katG, которые в 85 (9,2%) случаях сочетались с мутациями в гене inhA. Только в двух случаях присутствовали изолированные мутации в гене inhA. Преобладающей мутацией среди изолятов МБТ, ассоциированной с устойчивостью к изониазиду, была в гене katG S315T1 (98,8%), в гене inhA – C15T. В нашем исследовании мутации в гене gyrA присутствовали в 13,6% (163/1196; ДИ 95% 11,7–15,7%) случаев, в гене embB – в 49,7% (594/1196; ДИ 95% 46,8–52,5%), в гене rrs – в 7,1% (85/1196; ДИ 95% 5,7–8,7%). Среди всех исследованных изолятов с устойчивостью к фторхинолонам наиболее часто в гене gyrA встречалась мутация D94G (79/163; 48,5%), включая случаи без выпадения «дикого типа». В 19% случаев присутствовала мутация A90V. Мутация S91P выявлена у 11,7% изолятов. Мутации D94N и D94A встречались в 9,2% и 7,4% случаях соответственно. В 3 случаях одновременно присутствовали две мутации. У всех изолятов в нашем исследовании в гене rrs были обнаружены мутации, ассоциированные с высоким уровнем устойчивости к инъекционным препаратам (A1401G и G1484T). В гене rrs чаще других встречалась мутация rrs A1401G (81/85; 95,3%), включая случаи одновременного выявления «мутантных проб» и проб «дикого типа». В 4,7% случаях обнаруживалась мутация G1484T.
В Архангельской области в 81,5% (95% ДИ 78,1–84,5%) случаев мутаций в гене embB были мутации M306V, в 18,5% (95% ДИ 15,5–21,9%) – M306I.
Цель исследования: оценка диагностической эффективности аденозиндезаминазы и других биохимических маркеров (общего белка, глюкозы, лактатдегидрогеназы) в плевральной жидкости при плевритах различной этиологии.
Материалы и методы. Ретроспективно проведен анализ комплекса показателей в плевральной жидкости и клинических данных 89 пациентов с плевральным выпотом различной этиологии: туберкулезном (ТП), метастатическом (МП) и других (ДП) плевритах. В плевральной жидкости оценена активность ADA, лактатдегидрогеназы (LDG), уровни общего белка (TP), глюкозы (Glu).
Результаты исследования. У больных с ТП активность ADA статистически значимо выше, чем у больных с МП и с ДП. Высокая активность фермента обусловлена статистически значимым повышением активности изофермента ADA-2. Соотношения LDG/ADA и LDG/ADA-2, уровень Glu у больных с ТП статистически значимо ниже, и напротив, соотношения ADA/TP и ADA-2/TP, ADA/Glu и ADA-2/Glu – выше, чем у больных двух других групп. Выявлена высокая диагностическая информативность ADA, ADA-2, LDG/ADA и LDG/ADA-2: чувствительность тестов – 91, 82, 100%, специфичность – 87, 81, 83 и 92% соответственно.
Выводы. Для дифференциальной диагностики ТП наравне с эффективным биомаркером ADA можно использовать соотношение LDG/ADA. Соотношения активности ADA/TP и ADA-2/TP, ADA/Glu и ADA-2/Glu малоинформативны для дифференциальной диагностики ТП.
Цель исследования: изучить факторы, снижающие диагностическую эффективность экспресс-теста на туберкулез, основанного на выявлении антител к PstS1 и PstS3 антигенам M. tuberculosis и высокоочищенному липогликану клеточной
стенки МБТ.
Материалы и методы. Были проанализированы клинико-лабораторные данные 290 больных туберкулезом. Логистический регрессионный анализ и ROC-анализ были использованы для выявления факторов, ассоциированных с отрицательным результатом экспресс-теста на туберкулез.
Результаты. Положительный результат экспресс-теста на антигены PstS1, PstS3 был получен у 45/290 (16%) больных, на антиген липогликан – у 154/290 (53%). Число лиц с положительным результатом теста составило 164/290 (57%) человека.
При этом у ВИЧ-негативных пациентов эти показатели были выше и составили 41/196 (21%), 137/196 (70%) и 144/196 (73%) соответственно. Положительную связь с отрицательным результатом экспресс-теста показали такие факторы, как: наличие ВИЧ-инфекции (ОШ=7,803; 95% ДИ 3,845-15,834; p<0,001) и мужской пол (ОШ=2,040; 95% ДИ 1,117-3,725; p=0,020). Совокупность этих двух фактов показала более значимую прогностическую ценность (AUC 0,787; p<0,0001) отрицательного результата экспресс-теста. При ВИЧ-инфекции большую степень иммуногенности показал антиген липогликана по сравнению с антигенами PstS1, PstS3 (18% позитивных результатов на липогликан против 4% позитивных результатов на антигены PstS1, PstS3), ОШ= 4,968; 95% ДИ 1,603-15,392; p=0,003).
Цель исследования: изучение эффективности санаторного лечения детей с латентной туберкулезной инфекцией, с метатуберкулезными изменениями, из очагов туберкулезной инфекции для совершенствования отбора детей на санаторное ПЛТБ.
Материалы и методы. В противотуберкулезном санатории в 2018-2023 гг. пролечены 2007 детей 1-15 лет. Для оценки эффективности профилактического лечения туберкулеза (ПЛТБ) сравнивали две группы детей: 156 человек, получивших санаторное лечение, и 54 ребенка, получавших неконтролируемое амбулаторное лечение. Срок лечения составлял 3 или 6 месяцев, использовались комбинации препаратов: изониазид+рифампицин/этамбутол/пиразинамид, из очагов с МЛУ ТБ – пиразинамид+этамбутол/протионамид.
Результаты. Отбор детей на ПЛТБ в санатории осуществлялся с учетом эпидемических и социальных факторов риска, степени выраженности пробы с АТР. В результате проведенного санаторного лечения среди детей снизилось количество положительных и гиперергических реакций на пробу с АТР, тогда как при амбулаторном лечении число детей с положительными результатами увеличилось. Через год 41,1% детей, получивших ПЛТБ в санатории, были сняты с диспансерного наблюдения, ни один ребенок туберкулезом не заболел. Среди детей, получивших ПЛТБ амбулаторно, снято с диспансерного наблюдения только 16,7%; 1 (1,9%) ребенок заболел туберкулезом.
Цель исследования: проанализировать в Саратовской области случаи туберкулеза с различным спектром мутаций в генах M. tuberculosis, ассоциированных с устойчивостью к изониазиду и рифампицину, определить распространенность таких мутаций, клиническое значение и молекулярно-генетические особенности возбудителей.
Материалы и методы. Методом биологических микрочипов исследовано 437 образцов мокроты, полученных от ВИЧ-негативных больных ТБ в 2006–2020 гг., живущих в Саратовской области. Изучение спектра мутаций проводилось в генах katG, inhA, ahpC, ассоциированных с ЛУ к изониазиду, и в гене rpoB, ассоциированных с ЛУ к рифампицину.
Результаты. ДНК МБТ выделена из 70,9% образцов, из них в 53,8% выявлены мутации в генах. Однонуклеотидные замены в одном из генов katG, inhA, ahpC, rpoB обнаружены в 36,1%, двойные мутации – в 10,9%, множественные (замены трех и более нуклеотидов) – в 6,8%. Наибольшее число двойных и множественных мутаций зарегистрировано в гене rpoB – у 8,9% и 10,2% соответственно. Наибольшее число сочетанных мутаций в разных генах наблюдалось в комбинации katG+rpoB – у 23,4% и katG+inhA+rpoB – в 19,2%. Выявлено 17 (5,48%) образцов, имеющих одновременно множественные и сочетанные мутации в разных генах katG, inhA, ahpC. Из них у 14 (82,3%) человек множественные мутации в генах katG, inhA, ahpC сочетались с множественными мутациями в гене rpoB, из которых у 57,2% зарегистрированы тяжелые формы ТБ с наличием деструкций и бактериовыделения. Таким образом, среди больных ТБ легких Cаратовской области выявлена группа, у которых возбудитель (МБТ) имел множественные мутации в генах katG, inhA, ahpC в сочетании с множественными мутациями в гене rpoB.
Цель исследования: определить место хирургических операций в диагностике туберкулеза мочеполовой системы (МПТ).
Материалы и методы. Ретроспективно проанализированы протоколы операций и истории болезни 174 пациентов внелегочного отделения Клиники № 2 «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ», прооперированных в период с 2018 по 2021 гг. Из них у 112 пациентов было подозрение на наличие МПТ.
Результаты. Установлено, что диагноз МПТ после лечебно-диагностической операции был подтвержден у 47/112 (42,0%) человек. Тест с аллергеном туберкулезным рекомбинантным (АТР) продемонстрировал низкую чувствительность в отношении МПТ. Лишь 5/36 (13,9%) пациентов с изолированной формой МПТ имели положительный результат теста. ПЦР мочи на ДНК МБТ у всех 47 пациентов была отрицательной. Такие признаки, как ВИЧ-инфекция, стойкая и интермиттирующая эритроцитурия, статистически значимо коррелировали с диагнозом МПТ (p <0,05).
Выводы. МПТ остается сложно диагностируемой формой внелегочного туберкулеза. Лечебно-диагностические операции с патоморфологической верификацией при подозрении на МПТ часто являются единственным методом диагностики.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Представлены сложности, возникающие при дифференциальной диагностике рецидива туберкулеза ВГЛУ у пожилых пациентов, описаны поражения бронхов при этой патологии и возможности их лечения.
Представлен клинический случай генерализованного туберкулеза с поражением легких и кожи у иммунокомпетентного пациента. Диагностика основана на обнаружении в мокроте и раневом отделяемом МБТ: методами бактериоскопии, молекулярно-генетическими и культуральными. Также установлено наличие в ДНК МБТ генов, характерных для лекарственной устойчивости к рифампицину. Проведено успешное лечение противотуберкулезными препаратами: Бедаквилин 400 мг, Циклосерин 750 мг, Линезолид 600 мг, Клофазимин 100 мг, Левофлоксацин 1000 мг. На 9-ом месяце лечения у пациента констатирован благоприятный исход лечения: прекращение бактериовыделения методом посева из мокроты и из раневой поверхности. Раны на коже тела и конечностей зарубцевались.
ОБЗОР
В обзоре представлены литературные источники, посвященные изучению иммунопатогенеза нетуберкулезных микобактерий (НТМБ). Материал отобран согласно дизайну PRISMA из международных и российских баз данных (PubMed, elibrary) по ключевым словам «нетуберкулезный микобактериоз», «иммунология», «генетика», «диагностика» в соответствии с классификатором MeSH. Всего найдено и проанализировано 50 источников литературы. Выявлены ключевые направления в изучении патогенеза микобактериальных инфекций, факторов риска заболевания среди иммунокомпетентных лиц, генетические особенности предрасположенности к микобактериозу.
ISSN 2542-1506 (Online)