COVID-19
Представлено клиническое наблюдение течения COVID-19 с вирусной пневмонией единственного легкого, развившейся у пациента через 30 дней после проведения плеврпульмонэктомии по поводу фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Благоприятное течение COVID-19 обусловлено своевременным его выявлением и началом лечения, а также, возможно, использованием схем противотуберкулезной химиотерапии, содержащих антибактериальные препараты, препятствующие развитию внутрибольничной инфекции.
У пациентки с тяжелым течением вирусно-бактериальной пневмонии при верифицированной COVID-19 в поздней респираторной фазе болезни успешно применена сурфактант-терапия для уменьшения степени гипоксемии и ускорения перевода с неинвазивной искусственной вентиляции легких (НИВЛ). Препарат нативного сурфактанта начали вводить ингаляционно в дозе 75 мг 2 раза в сутки начиная с 5-го дня НИВЛ, так как показатели SpO2 92-93% не улучшались. После 4 ингаляций получена положительная динамика: SpO2 достигла 95% и затем сохранялась в пределах 94-97% при FiО2 90%. Всего пациентка получила 10 ингаляций, затем проведен постепенный перевод на дыхание через ротоносовую маску увлажненным кислородом.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования: определить факторы риска летального исхода (предикторы) у пациентов с туберкулезом, получающих лечение по I, II, III режимам химиотерапии во время нахождения в пенитенциарных учреждениях России.
Материалы и методы: изучены сведения о 6 069 записях о пациентах, зарегистрированных для лечения в 2019 и 2020 г. Проводили одномерный и многомерный анализ.
Результаты. Установлено влияние на частоту летального исхода возраста (aOR = 1,05; 95% CI 1,03-1,06), множественных локализаций туберкулеза (aOR = 11,08; 95% CI 5,12-24,20), наличия сопутствующей ВИЧ-инфекции (aOR = 9,13; 95% CI 6,90-12,24), положительного результата микроскопии мокроты при регистрации (aOR = 5,18; 95% CI 3,93-6,81). Не было выявлено влияния пола пациентов (OR = 0,9; 95% CI 0,4-1,9; p = 1).
Цель исследования: оценить возможность использования исходной активности аденозиндезаминазы (АДА) для прогнозирования эффективности терапии у больных впервые выявленным инфильтративным туберкулезом легких (ИТЛ).
Материал и методы. Анализ данных проведен у 121 больного впервые выявленным ИТЛ в группах согласно эффективности терапии.
Результаты. У больных впервые выявленным ИТЛ применение дискриминантного анализа позволило получить дискриминантную функцию, в которую вошли активность АДА, концентрация гаптоглобина (ГП) и церулоплазмина (ЦП) – показатели, отражающие тяжесть специфического процесса и защитные возможности организма больного.
Заключение. Анализ активности АДА в комплексе с уровнем ГП и ЦП позволяет: прогнозировать эффективность интенсивной фазы терапии до ее начала у больных впервые выявленным ИТЛ (с точностью 77,0%); предположить, что снижение активности АДА и ингибирование воспалительной реакции может быть полезным для лечения больных впервые выявленным ИТЛ.
Цель: оценить эффективность и безопасность различных схем противотуберкулезной терапии туберкулеза легких с множественной (МЛУ) и широкой лекарственной устойчивостью в интенсивной фазе лечения, проводимой не менее 8 мес.
Материалы и методы. Выполнено одноцентровое когортное проспективно-ретроспективное клиническое исследование, в которое включено 166 пациентов от 18 до 70 лет с активным туберкулезом легких с доказанной МЛУ микобактерий туберкулеза, получавших химиотерапию по IV, V режимам. Схема лечения пациентов I группы (n = 96) включала современные противотуберкулезные препараты (ПТП) ‒ бедаквилин, линезолид, респираторный фторхинолон (левофлоксацин, моксифлоксацин, спарфлоксацин), циклосерин, пиразинамид, а также перхлозон в дозе 8-10 мг/кг, 1 раз в сутки после еды в течение интенсивной фазы лечения, то есть не менее 8 мес. Пациенты II группы (n = 70) получали респираторный фторхинолон (левофлоксацин, моксифлоксацин, спарфлоксацин), аминогликозид (амикацин), циклосерин, пиразинамид, этамбутол, протионамид.
Результаты. Через 3 мес. лечения симптомы интоксикации исчезли у 22 (81,5%) больных I группы и лишь у 41 (61,2%) – II группы (p = 0,04; ТТФ). У пациентов I группы по сравнению со II группой отмечена нормализация температуры тела в более короткие сроки: 2,8 и 4,3 нед. соответственно (p < 0,05). К окончанию интенсивной фазы лечения (8 мес.) прекращение бактериовыделения, подтвержденное культуральными методами, определялось чаще у больных I группы в сравнении со II группой (85 и 80%, pχ2 = 0,003). Нежелательные реакции (НР) на ПТП в I группе наблюдались значимо чаще, чем во IIгруппе: гастроэнтерологические НР (pχ2 = 0,05), кардиологические НР (pТТФ = 0,05), эндокринологические НР (pТТФ =0,05).
Наблюдали тенденцию к более частой встречаемости нейротоксических НР в I группе (pТТФ = 0,06). Ототоксические НР чаще наблюдались в группе II, где в режимах лечения были аминогликозиды (pχ2 = 0,05). Для сохранения адекватного IV или Vрежима химиотерапии на протяжении длительного курса больным МЛУ-туберкулезом необходимы непрерывный мониторинг НР, назначение двух или трех ПТП внутривенно и своевременное проведение терапии по ликвидации проявлений НР.
Цель исследования: изучить распространенность и оценить эффективность лечебно-профилактических мероприятий при неспецифической инфекции мочевого тракта (НИМТ) у больных туберкулезом, а также возможность их сочетания с противотуберкулезной терапией.
Материал и методы. Обследовано 936 больных туберкулезом различных локализаций в возрасте от 18 до 96 лет. Мужчин было 447 (47,8%), женщин – 489 (52,2%). Основанием для диагноза НИМТ служили следующие критерии: наличие характерных симптомов, лейкоцитурия и бактериурия, выявляемые при микроскопии мочи, положительные результаты бактериального посева мочи на неспецифическую флору, отрицательные тесты мочи на микобактерии туберкулеза.
Результаты. Распространенность НИМТ среди больных туберкулезом составила 174 (18,6%) из 936 больных, определялась при всех формах туберкулеза, но наиболее часто ‒ при мочеполовом туберкулезе (74,1%). Предложена лечебно-профилактическая тактика (антибактериальная терапия и фитопрепарат канефрон Н). Эффективность лечения составила 94,6%, при этом пациенты получали противотуберкулезную терапию, ни в одном случае не отмечено нежелательных реакций от сочетания препаратов. При выборе лечебной тактики необходимо учитывать наличие структурных и функциональных изменений мочевого тракта, которые снижают эффективность лечения.
Цель исследования: изучение частоты встречаемости генотипов и аллелей полиморфизма rs2227983 гена EGFR у пациентов с аллергической бронхиальной астмой с разным уровнем контроля.
Материалы и методы. В исследование включены взрослые лица (n = 396), которые распределены в 2 группы: группа АБА с аллергической бронхиальной астмой (АБА), группа сравнения (ГС) – лица без АБА. Группа АБА составила 179 человек (118 женщин и 61 мужчина), средний возраст 37,4 ± 14,2 года. В ГС было 217 человек (110 женщин и 107 мужчин) средний возраст 30,0 ± 9,1 года. У всех лиц, включенных в группы АБА и ГС, проводилось молекулярно-генетическое исследование полиморфизма rs2227983 гена EGFR с помощью метода полимеразной цепной реакции.
Результаты. Сопоставление данных по распределению генотипов гена EGFR показало статистически значимое преобладание носителей генотипа AG в группе АБА (48,6%), чем в ГС (36,9%); p < 0,05. Помимо этого, определено большее число носителей гетерозиготного генотипа АG гена EGFR среди больных АБА (57,7%) с контролирующим течением заболевания, чем в ГС (36,9%); p < 0,05. Также обнаружено, что генотип rs2227983 гена EGFR значимо чаще встречался среди женщин с контролируемой АБА (67,4%) по сравнению с женщинами из ГС (32,7%); p < 0,05.
Заключение. Оценена связь однонуклеотидного полиморфизма rs2227983 гена EGFR с АБА, в том числе и с разным уровнем контроля течения заболевания. Генотип АG однонуклеотидного полиморфизма rs2227983 гена EGFR повышает риск развития АБА. Наряду с этим, генотип АG гена EGFR взаимосвязан с контролирующим течением АБА.
Цель исследования: сравнение эффективности лечения больных туберкулезом легких с множественной (МЛУ) и широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ) с применением стандартного режима химиотерапии и при включении в схему бедаквилина.
Материалы и методы. Проведено ретроспективное исследование с анализом результатов лечения 219 больных туберкулезом легких с МЛУ/ШЛУ микобактерий туберкулеза (МБТ) в возрасте 18-75 лет, которые проходили лечение в стационарах и амбулаторно в учреждениях Санкт-Петербурга с 2016 по 2019 г. Выполнен анализ результатов лечения в подгруппах, сформированных с учетом данных о лекарственной чувствительности возбудителя и включения бедаквилина в схемы терапии: Ia – n = 94 (МЛУ-ТБ; Bq-) и IIa ‒ n = 80 (ШЛУ-ТБ; Bq-); Iб ‒ n = 22 (МЛУ-ТБ; Bq+) и IIб ‒ n = 23 (ШЛУ-ТБ; Bq+). Клинико-лабораторные показатели пациентов, тяжесть коморбидности исследованы перед началом лечения, через 3, 6, 12-14 и 18-24 мес. терапии, а также после окончания курса терапии и в периоде наблюдения. Статистический анализ материала проводился с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0 с применением методов параметрической и непараметрической статистики и программы SPSS 16.0, где значимым считалось значение p ≤ 0,05.
Результаты исследования. Больные с ШЛУ-ТБ во IIb подгруппе достоверно чаще имели высокий уровень коморбидности по индексу Чарлсона (от 5 до 6 баллов) ‒ в 34,7% случаев против 5,0% во IIa подгруппе. На всех этапах лечения у больных с МЛУ-ТБ с Bq+ (Ib) прекращение бактериовыделения регистрировалось достоверно чаще, чем у больных Ia подгруппы с Bq- при обследовании на всех этапах с достижением максимальной эффективности к 18-24 мес. лечения (90,9%). Эффективность лечения у больных с ШЛУ-ТБ (IIb, Bq+) также была достоверно выше, чем без включения препарата в схему терапии (60,8% (IIb, Bq+) против 25,0% (IIa, Bq-), χ2 = 4,61, p < 0,05).
Выводы. Получение высокой эффективности терапии в подгруппах Ib и IIb с включением Bq благоприятно сказывалось на отрывах от лечения больных, которые регистрировались в низком проценте случаев в данных подгруппах. Неэффективный курс лечения у больных с МЛУ МБТ без применения Bq отмечался в 42,5% в подгруппе Ia и только в 0,09% в подгруппеIb. Эффективность лечения была максимально высокой у больных с ШЛУ МБТ IIb подгруппы при включении в схему терапии Bq.
ОБЗОР
В литературном обзоре рассмотрены и проанализированы 63 научные публикации, посвященные новым классам противотуберкулезных препаратов – ингибиторам DprE1. На текущий момент на разных стадиях клинических испытаний находятся соединения BTZ-043, PBTZ-169 (макозинон), TBA-7371 и OPC-167832. Ингибиторы DprE1 относятся к многообещающим препаратам с противотуберкулезной активностью, что обусловливает необходимость дальнейших клинических испытаний.
ISSN 2542-1506 (Online)